Персональный сайт воспитателя Кайдалова Ирина Владимировна
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Одной из проблем современного российского общества является дефицит патриотизма, который проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. В последнее время наблюдается отчуждение, утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Отечественные ученые понимают патриотическое воспитание как процесс формирования и развития социально-значимых ценностей гражданственности и позитивной социализации (Т.Н. Волков, В.В. Зеньковский,JI.H. Коган, Л.А. Кленов, Ю.П. Сокольников и др.). Проблеме воспитания патриотизма подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.В. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.),которые подчеркивали необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое отечество. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ДО, примерных образовательных программах («Я и моя Родина», «Дорогою добра», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.). В процессе воспитания у детей дошкольного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово.
Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах самостоятельной деятельности. Художественная литература – это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что обусловливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе – патриотизма. Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. А.М. Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма. Отечественными педагогами глубоко изучен и обоснован образовательный и воспитательный потенциал художественной литературы в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности, связанные с отбором конкретных художественных произведений, с определением алгоритмической последовательности использования литературы в работе с детьми. Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между требованиями ФГОС ДО к содержанию и условиям организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста и реальным о стоянием практики: отсутствием технологических и методических материалов для педагогов по патриотическому воспитанию и использованию произведений художественной литературы в этом процессе. Наиболее доступным восприятием детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство.
К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Вместе с тем, в этот возрастной период особое значение приобретают считалки, скороговорки, волшебные сказки. Г.В. Лунина утверждает, что для знакомства с родной культурой важно не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток, но и уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих моментах – в игре или обрядах По мнению И.К. Зиминой, самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Хаврошечка» и многие другие. Исследованию воспитательного потенциала былин были посвящены работы В. Г. Белинского, П.Н. Рыбниковой, Л.А. Стадниковой, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и др. Былины – древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. По мнению И.П. Агаповой, содержание былин позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания; героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и т.д.), напевностью яркой гиперболой. Однако, учитывая эту специфику былинных текстов, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать их упрощенный, адаптированный вариант.
В число произведений для детей дошкольного возраста входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес, поскольку у них уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире, а в небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла, норм и правил, существующих в обществе, представляющие собой сплошную логическую ошибку. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, новостями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя значимыми и компетентными. Рассказы, как литературный жанр, также имеют свои характерные особенности, позволяющие использовать их при решении задач патриотического воспитания. Произведения К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина представляют яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи этих рассказов естественны, а их переживания, описанные авторами, близки и понятны детскому восприятию. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, будничная жизнь живых существ с их повседневными заботами и хлопотами. Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне, посвященные детям и подросткам, участвовавшим в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам рассказов С.П. Алексеева, А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, С.Я. Маршака, А.Т. Твардовского; осознают жестокость и беспощадность войны по отношению к простым людям, негодуют противоенных действий, нападений на мирных жителей, получают первые представления о равенстве всех рас и национальностей. Рассказы о стране и родном городе считаются отдельным видом специальной детской литературы, которые рекомендуются для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Используя в своей работе данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города. Примерами таких сборников являются «История России в рассказах для детей», «Открывая друг друга», «Корюшкин. Невыдуманные истории», «Пермь и Пермский край» и т.д. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов. Работа с детьми посредством использования детской художественной литературы как средства патриотического воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлений, а впоследствии – гражданской позиции. Воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств как стержня, определяющего отношение человека к людям и самому себе. Разносторонние художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворений, рассказов, былин позволяют на материале литературных произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; обогащать опыт их нравственных отношений; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать проявление чувства гордости за свою страну. Список литературы.
1. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспи- тание. 2006. No10. С. 75–81. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-т. М.: Про- свещение, 1981. 255 с. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. М., 1980. 187 c. 4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. No1. С. 18–27. 5. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. М.: Айрис-пресс, 2002 30 января 2023 в 13:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.