Персональный сайт воспитателя Кайдалова Ирина Владимировна
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 25516.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Кайдалова Ирина (УИ №1696901, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Занятие №8 Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие №8 Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Задачи: Обучающая задача: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов. Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память. Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку. Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, шифровка, звуковые карточки, колокольчики, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука, новогодние открытки. Ход занятия Воспитатель: Игра: "Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся). Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня на нашей карте страны «Пиши-Читай» появился домик. Интересно, кто там живет? Туда-то мы и отправимся. Пойдем в гости? (Да). Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.) Хотите в домик вы попасть? Должны вы имя мое отгадать. Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да) Дидактическая игра «Угадай, имя?» На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка) картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин. Воспитатель: Что-то Знайка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку) Назовите звуки, которые жувут в моем имени и разберите их. Воспитатель: Вот так Знайка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Знайка. (Выполняется звуковой анализ слова. Воспитатель делает у доски, дети на своих местах, можно чтобы у доски работал один из воспитанников.) Воспитатель: (смотрит в конверт и достает еще одну записку) Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог. Прежде чем выполнить задание Знайки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги. (дети высказывают свое мнение). Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове. Давайте прохлопаем слово Знайка. Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук. (прохлопывается слово). Сколько раз мы хлопнули? (два раза). Посмотрите, сколько гласных букв в слове? (две). Назовите их. (А и А). Сделайте вывод. Сколько в слове слогов? (в слове два слога). Осталось только определить ударный слог. Вы спросите: «Что это такое?» Ударение – это выделение голосом гласного звука. На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный. Давайте определим ударный звук. Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове. Послушайте, как буду делать я: ЗнАй-ка, Знай-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный). Появляется кукла-мальчик Знайка. Воспитатель: А вот и Знайка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Знайка встречает нас не с пустыми руками, он предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.
Что за звездочка такая
Бел как мел,
Назовите-ка, ребятки,
Нелегко иногда Забираться туда, Но легко и приятно Прокатиться обратно!
Все его зимой боятся
Кружит снег она вдоль улиц,
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет
Мчусь, как пуля, я вперед,
Воспитатель: Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово снеговик).Давайте прохлопаем слово. Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове? (в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове? (в этом слове три слога). Давайте произнесем слово с ударением. Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (снЕговик, снегОвик, снеговИк). (Дети делают вывод) Разминка. . «Слушай внимательно» Воспитатель предлагает детям подвигаться, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию: Когда воспитатель скажет названия зимних видов спорта (лыжный спорт, фигурное катание, хоккей и т.д.), то дети должны имитировать катание на коньках, лыжах и т.д.; Если он произнесет названия зимних месяцев (декабрь, январь февраль), то детям нужно быстро бегать друг за другом паровозиком; Если же педагог говорит названия зимних явлений природы (метель, снегопад, мороз и т.д.) дети должны ползать по комнате.
Воспитатель: Пока мы играли, Знайка приготовил нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание). Воспитатель: А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком. Речевая разминка. Чики-чики-чики-чок- Не стесняйся язычок, Не пугайся, не ленись, Повторяй, не ошибись: Где-то собаки рычали: р-р-р. В стойле коровы мычали: м-м-м. В комнате мухи жужжали: ж-;-;/ Мимо машины бежали: тр-р-р. Листья под ветром шумели: ш-ш-ш. А комары все пели: з-з-з. Воспитатель: Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание. Чтение слов. Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова: Оса, коса, косы, куст, утка, каток. Воспитатель: Какие вы знаете звуки речи? (гласные и согласные) Чем отличается гласные и согласные звуки? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту) Как определить количество слогов в слове? По количеству гласных в слове) Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука) Как определить ударный слог? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный) Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, и Знайка приготовил вам подарки. Приближается самый любимый праздник и взрослых ,и детей. Это… (Новый год). Знайка дарит вам новогодние открытки. И ждет с вами встречи уже в Новом году. Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы продолжим путешествие по стране «Пиши-Читай». И путь наш будет лежать на гору, на вершине которой живет маленький народ «Умники и Умницы».
25 сентября 2020 в 09:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.